21 Июл 2021

На конференции «Трудовое право: актуальные вопросы и лучшие практики» мы традиционно разбираем кейсы, изменения в трудовом законодательстве и кадровом обеспечении. Особенной популярностью всегда пользуется встреча с Натальей Агуреевой, экс-начальником отдела административного делопроизводства ГИТ в городе Москве, советником государственной гражданской службы РФ 1 класса.

В преддверии своего выступления Наталья подготовила подробный разбор изменений, связанных с досудебным порядком обжалований действий (решений) Роструда и ГИТ. Предлагаем ознакомиться с ее экспертным мнением.

Важные нормативные акты по теме:

  • Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. N 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб»

Досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) уполномоченного должностного лица Роструда, его территориального органа в рамках осуществления федерального государственного надзора признан ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ с 01.07.2021.

Теперь судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Какие результаты (решения) проверки должностных лиц подлежат досудебному обжалованию? Согласно п. 11 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, утвержденного Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 г. N 160 (далее — Регламент) по результатам проверки должностными лицами могут быть вынесены следующие решения:

  • акт проверки;
  • акт о невозможности проведения проверки;
  • обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений;
  • предписание о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
  • предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших в порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • предписание о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • протокол об административном правонарушении;
  • направление в правоохранительные органы и в суд других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности.

Жалоба должна содержать (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ-248)):

  1. наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
  2. фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  3. сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
  4. основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
  5. требования лица, подавшего жалобу;
  6. учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Отсутствие в жалобе одного из вышеперечисленных условий, а также в случаях невозможности установления из представленных заявителями документов лиц, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, жалоба возвращается заявителю без рассмотрения с указанием причин невозможности рассмотрения и разъяснением порядка надлежащего обращения (Регламент).

Согласно п. 155 Регламента к жалобе прилагаются документы, подтверждающие соблюдение заявителем установленного срока обращения с жалобой на решение и (или) действие (бездействие) Роструда и его территориальных органов, а также их должностных лиц. Заявителем могут быть дополнительно представлены документы, подтверждающие его доводы, либо их копии.

К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы (ФЗ-248).

Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.

Срок рассмотрения жалобы:

20 рабочих дней, с возможностью продления срока рассмотрения (ФЗ-248). Несмотря на то, что согласно положениям, этот срок составляет 30 дней со дня регистрации руководствоваться следует нормами ФЗ-248, как документом наибольшей юридической силы.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля, с учетом требований ФЗ-248. Изменения в действующий Регламент ожидаются в конце июля 2021 года.

Хотите узнать больше? Регистрируйтесь прямо сейчас!


Будьте первыми!

Подпишитесь на нашу новостную ленту, и узнавайте первыми о новостях компании, мероприятиях и их участниках.